+7 (843) 564-73-83
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.
В этой связи противодействие правонарушениям в сфере экологии рассматривается как составная часть работы по обеспечению национальной безопасности, так как экологические катастрофы могут приобрести характер не только локальных, но и глобальных угроз, вызывая необратимые изменения среды обитания человека.
Стратегии экологической безопасности до 2025 г., которую приняли в 2017 году, определяет основные вызовы и угрозы, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на всех уровнях. В соответствии с указанной стратегией начиная с 2014 года последовательно вступают в силу и устанавливают новую систему нормирования в области охраны окружающей среды. Действующее законодательство позволяет выстраивать взаимодействие с предприятиями, стимулируя их экологическую модернизацию. Указанной стратегией также определены способы противодействия правонарушениям в указанной сфере.
Также необходимо отметить, что к области антикоррупционной деятельности в сфере экологии следует отнести следующие:
— незаконная добыча ресурсов;
— лесопользование;
— благоустройство поселений и городов;
— загрязнение атмосферы, водоемов, почвы;
— утилизация отходов.
Особенностью коррупции в этой сфере является столкновение не столько личностных интересов с общественными, сколько экономических. Так, стоит отметить распространенность случаев нелегальной перевозки, переработки и захоронения опасных отходов. В этой сфере на примере работы прокуратуры Московского района г. Казани выработан действенный механизм противодействия нарушениям экологического законодательства.
За текущий период 2018 год в сфере охраны окружающей среды регулярно проводятся проверки в данном направлении.
Всего в данной сфере надзора, внесено 6 представлений. В ходе проверки хозяйствующих субъектов выявлены нарушения по складированию твердо-бытовых отходов за пределами контейнерных площадок, что является нарушением ст. 138, 161 ЖК РФ, а также Правил благоустройства г.Казани, утвержденных решением Казанской думы от 07.06.2012 №4-14. По результатам проверки в адрес указанных организаций внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства.
Кроме того, 20.03.2018 прокуратурой района проведена проверка деятельности ООО «Химические технологии».
Установлено, что директор ООО «Химические технологии» выполняя организационно-распределительные и административно-хозяйственные функции в данной организации, в целях извлечения дохода, осуществлял перевозку, хранение и реализацию токсичных веществ 1 класса опасности, представляющую опасность для окружающей среды, на территории арендованной им производственной базы.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Статьей 42 указанного кодекса установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
При этом, в нарушение ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 9, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Химические технологии» не оформлена лицензия на обращение с опасными отходами.
Указанные действия должностного лица ООО «Химические технологии» привели к загрязнению 34 кв.м. почвы, глубиной загрязнения 23 см., и создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде.
Материал проверки в порядке ст. 37 УПК РФ прокуратурой района направлен руководителю следственного отдела по признакам преступления придуссмотренного ч.1 ст. 247 УК РФ, и в последствии Московским районным судом г. Казани должностное лицо ООО «Химические технологии» признано виновным в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст. 247 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 80 тыс. руб.
Вместе с тем, одним из факторов повышения качества экологии является профилактическая работа. Необходимо повысить уровень экологической культуры и экологического просвещения граждан. При этом отсутствие необходимого уровня экологической грамотности, неготовность объективно оценить соответствующую информацию способствуют росту уровня экологического нигилизма. В этой работе важное место занимают и образовательные учреждения, которые могут воспитать поколение с высоким уровнем экологической ответственности.
Статья подготовлена помощником прокурора Московского района г. Казани Абдреевым Т.И.